Патриотическую группу «28 Панфиловцев» помнят сегодня, увы, даже далеко не все адепты движения «Русский Прорыв», зародившегося на пепелище расстрелянного из танков ВС РСФСР, в 1994-м. Между тем, группа шла самобытным путем. Не особо увязая в гаражном панке, «панфиловцы» тяготели к «красному металлу» с ярко выраженным мелодизмом, четко прочерченными риффами, виртуозными гитарными соло и хорошо поставленными голосами.
Если уж по справедливости, то изначально термин red metal застолбил еще в 1985 году поэт Александр Елин, писавший нарочито плакатные тексты альбома «Арии» «С кем ты?» для скорейшего прохождения цензуры. Но «панфиловцам» и их идейным продолжателям – группе «Эшелон» – данное обозначение больше к лицу. Ведь то, что для «Арии» было вынужденной мерой и кичем, для них стало образом жизни и искусством прямого действия.
Существует стереотип, согласно которому, группы с «числовыми» названиями намекают на количество своих участников — например, «Шестеро молодых» или «Четыре таракана». Не избежали этой ловушки и «28 Панфиловцев», которым часто задавали «детский» вопрос: а что, вас и вправду 28? Конечно, нет, но закона «как вы яхту назовете, так она и поплывет» тоже никто не отменял.
Помимо обычной для андеграундной команды текучки кадров, у «28 Панфиловцев» была одна продуктивная фишка — два полноправных солиста-фронтмена. Иван Баранов, тяготевший к тому самому red metal, со своим хорошо поставленным голосом стал неоднократным лауреатом конкурса «Песни сопротивления», и в оном амплуа, бывало, давал даже в 90-е концерты для прокоммунистически настроенных представителей старшего поколения. Вячеслав Горбулин, будучи большим поклонником «Гражданской Обороны», поет абсолютно «летовским» голосом — и это даже не закос, а какое-то нутряное родство.
Второй номерной альбом «28 Панфиловцев» «Всю правду» от начала и до конца строится на этом двуединстве. В альбоме чертова дюжина песен, нечетные из которых принадлежат Баранову, а четные — Горбулину. Числовая символика неожиданно срабатывает и тут. Чет символизирует жизнь, а нечет — смерть, и получается так, что Горбулин нередко поет о гибели, а Баранов — о Воскресении. Но поскольку одного без другого не бывает, все это воспринимается как части целого.
Стихия Горбулина — поражение, без которого невозможна победа. Его песни имеют ярко выраженный землистый привкус экзистенциального панка и почвенных исканий духовной оппозиции 90-х. При всей предельной степени отчаяния, упадничеством и пессимизмом от них не веет даже близко. Квинтэссенция «горбулинской» части альбома — духоподъемная «Империя» с по-хорошему задиристым припевом «русской Империи быть, врагам под пятою выть!».
В отличие от Вячеслава Горбулина, Иван Баранов представил на альбоме песни не на собственные тексты, а на стихи революционных и патриотических поэтов. Тон альбому задает забойная «15 ножей» на слова Назыма Хикмета, родственного группе как своей гражданской позицией, так авангардистскими изысками. Часто Баранов использует стихи, которые печатались четверть века назад в «опальных» газетах, вроде «Завтра» и воспринимались как глоток свежего воздуха. Один из лучших образцов – «Воронья стая» Татьяны Глушковой, представляющий собой реквием по погибшим в октябре 1993-го, чьи трупы не успели захоронить до самого Покрова…
Вариант обложки альбома с исходным названием
На CD в нормальном виде альбом «Всю правду» издан только сейчас — стараниями Дмитрия Черного, чья группа «Эшелон» продолжала с Иваном Барановым те самые заложенные в этой записи традиции «красного металла». Правда, пришлось поменять первоначальное название пластинки «Посторонним вход запрещен» на более созидательное. Все-таки группу, к сожалению, прочно подзабыли, и негоже было бы сейчас дополнительно отпугивать непосвященных эмоционально окрашенным заглавием.
Денис Ступников, КМ.ру
1 Comment