Дело было в 2020-м. Теперь кажется он за неким непреодолимым порогом спокойного прошлого, хотя, напротив, являлся началом десятилетия, стартовой чертой. Ковидный-карантинный год, в котором МРК не утихала и даже гастролировала (двухдневный «Винтовка-фест», например, Москва–Ленинград), завершался логически хорошо. Пензенским Антикапом. В порядке культурного обмена после него, организатор Антикапа товарищ Рогожкин наприсылал мне тонны песен и групп, дабы показать что слушает студенчество такого, что если не революционно, то хотя бы протестно по содержанию.
Не был впечатлён ничем, признаюсь. Видимо, настройка на те волны – требовала не просто времени, а определённых событий.
Единственно «врезавшиеся» тогда из-за броского названия, «Порнофильмы», как я теперь понимаю, дышали ещё «навальнингами». Они были из той генерации, которая ведать не ведала, что такое наши митинги-концерты, и тем более – что такое «Антикапитализм» на Славянской площади (заставлявший три осени подряд, 2003-2005, дребезжать стёкла в Администрации президента – тогда она ещё не отгородилась глухим забором от подножья бывшей китайгородской стены и бульвара). Меж тем, как я теперь реконструирую, именно в том, в 2020-м году они умудрялись даже в формате VK-fest’а исполнять политически наэлектризованные песни без какой-либо цензуры. При маячащем сбоку спонсорстве Спёрбанка… И мат там был – наименьшим вызовом форматам, а вот «Русский Христос», «Россия для грустных» – ближе к телу реакционных масс и теме данных размышлений.
По звучанию и миропониманию, «ПФ» показались мне сперва близки Lumen. А эта группа в своё время, когда мы вели переписку на предмет их участия в Антикапе-2004, ответила оргкомитету чётко: «политические рамки неприемлемы». Максимум «политических рамок» в нашем случае – были красные флаги, но, видимо, парни себя считали настолько популярными, что «прислоняться» к теме национализации богатств недр и крупных средств производства, к теме революционной победы сил социального прогресса (выражаясь Эзоповым языком) над Реакцией было для них табу (потерей части аудитории?). Отмечу тут, что даже мегапопулярные SOAD были в переписке с оргкомитетом (в моём лице) куда адекватнее (связь была налажена по линии армянской диаспоры) – и ответили, что выступили бы с радостью, и бесплатно, но в этот день у них уже запланирован концерт в Лондоне. Однако, погуляв на свободе, Lumen всё же пришли к тем самым идеям и даже слоганам, что проходили красной нитью антикапов… Просто пришли через другую «дверь».
«ПФ» в этом плане были всё же ближе к политике, но ближе с другой стороны, либеральной. Возможно, это и создавало некий первичный барьер непонимания, который я преодолеть не мог. Но помогла война.
Звучащие в ЭМО-регистре, сразу же на повышенно-истерических тонах, «ПФ» впервые гостили в моей задумчивости с песней «Ритуалы» прошлой весной. То самое, главное в рок-музыке (да и у отечественных предтеч-бардов) – способность высечь искру взаимопонимания, сиречь правды, одной строкой, – поначалу обезоруживало даже, казалось бы, в невоспламенимой, сугубо семейной тематике. Крепко и громко взялись за нас в домашней инертной беспомощности, и действительно – обнажили нечто противоположное любви (оправдали своё название)! Темы этой касались многие, та же Porcupine Tree, но поющие на родном языке – конечно, пронимают глубже.
Кстати, послушать эту далёкую от политики песню (посмотреть клип) подвигло событие в околополитической области. Наша на тот момент однопартийка, членша ЦК Митина стуканула в «органы» на лидера «ПФ», указав на его «непатриотичный» сбор средств в целях препятствия реализации империалистических захватнических планов силовигархии. Гражданское противостояние государству взбесило Митину, состоящую в партии, у которой программная цель – уничтожение буржуазного государства, революционная замена его социалистическим. Кстати, сам этот стукаческий акт, конечно, дал либералам непобедимый козырь: если так ведут себя «коммунисты», может, мы вполне верно ставим в один ряд царизм с его охранкой и большевиков? ЧК, Дзержинского – и тех, кто сажал Дзержинского?.. Самое смешное, что в недавней часовой лекции на ТВ о Бенкендорфе «маннергеймер» Владимир Мединский – точно такие параллели и проводил, настаивая на полном сходстве ЧК и Третьего отделения. Чем абстрактнее понимание государства – тем эти аналогии кажутся очевиднее…
Тут мы переходим к клипу и песне, побудившим данные размышления излагать письменно.
Констатирующая, описательная часть – прекрасна. Сказать «цепляет» – тут мало. Она хватает и не отпускает. Тащит за собой, к выводам: убедительность, аргументированность этой истерики несомненна. Песни «ПФ» все истеричны в разной степени – но таков уж стиль, они наполнили ЭМО-звучание полновесными смыслами. Не личными, а социальными смыслами, достойными таких перепадов эмоций и громкости. Эмоции нетерпимости к полицейщине и праведного возмездия нагромождаются баррикадой, и вот-вот вспыхнет на ней знамя политической ясности дальнейших действий. Я не преувеличиваю. Даже инфантильное, уместное здесь (потому что – воплощённый, врождённый гуманизм) – ведёт к выводам, в которых не будет пощады тем, кто смеет заточать прекрасные порывы юности в казематы двухвекового (судя по визуальному ряду) государства. Тем, кто… Кто?
Тут подходит время части прогностической, припева. Увы, после «разбега на рубль» – выпадает копеечка. Ни намёка на программу действий, а просто банальная надежда на «временной контур», что всё это – жуткое, описанное щедрыми и яркими мазками впечатлений тех, кто не бывал на Маршах несогласных, Днях гнева, но побывал на «навальнингах» а ля «Он нам не Димон» – просто должно уйти по воле часового циферблата. Без антропогенного воздействия. «Как декабрь, январь и февраль»
Вот в этом – весь либерализм, а вместе с ним либертарианство (которое тоже мнит источником свобод и прогресса частную собственность). Как требуя свобод (справедливо, правильно требуя – мы, коммунисты, тоже за свободы!) либерал принципиально не видит социальных механизмов обеспечения этих свобод, так и наблюдая полицейщину, он не готов прилагать усилия ума для смены формации, для уничтожения основ государственного террора, подавления правящим меньшинством бесправного большинства. Он просто по-детски надеется, что когда-нибудь в силу собственного обветшания, «это точно пройдёт». Максимум действий либерала в описанной им же ситуации – по зову высокообразованной совести индивидуальное самопожертвование, прибавление к «Руси сидящей». Бессмысленное в масштабах и темпах классовой борьбы, которой либерал не признаёт. Не мешающее, а даже помогающее монстру-обротню, – переродившемуся из социалистического в капиталистическое, государству, – держать обывателя в страхе и повиновении, демонстрируя бесплодность индивидуальных попыток пробить брешь в своей гегемонии.
Песня и клип увидели свет в том же 2020-м – так многое ли с тех пор прошло? Нет, только усугубилось. Количество закономерно, диаматически переходило в качество. Не встречая умного внутреннего сопротивления, диктатура силовигархии попёрла вовне войной (одновременно утверждая, укрепляя порядки и привилегии угнетающего класса внутри страны – уже как военную необходимость, как подлинно национальную, народную «почву», скрепы и т.д.).
Детские рисунки из клипа, где чекисты в голубых фуражках обыскивают дома будущих «невинных» жертв Гулага – на фоне, того что увидели мы в 2022-м, становятся явкой с повинной. С таким ярким даром чувствовать и описывать социальное – вы не научились его понимать и объяснять, «ПФ»! Это не высокомерная, а товарищеская критика чуткого слушателя сейчас была. Без зла. Поднять вихрем мысли слушателя следом за своими – можете. Но сможете и лучше за пределами ЭМО-границ.
Это непонимание классовой механики и динамики изменений, а точнее мутаций государства – оно же не от глупости, оно от большого ума. Я так понимаю, в академической дубнинской семье либерализм – высшая ступень свободомыслия в цепи двух-трёх поколений, которым все условия для отвлечённых от рутины рефлексий создал социалистический строй с его научными приоритетами. Свободное время и место для исканий ума – создавалось тогда, в СССР, и забирают, сужают теперь, в РФ не случайно. Всему есть строгое материалистическое, классовое объяснение.
Неуёмный храмострой на фоне вымирания наукоградов и деиндустриализации – воплощение не иллюзорного «чекизма», а диктатуры реакционного класса, буржуазии. А ЧК, ОГПУ, НКВД – были органами диктатуры пролетариата, уничтожавшей агентуру и очаги возрождения буржуазии на пути мирного расширения социализма (мировой революции). То есть, в частности, строительства наукоградов – для дальнейшего освобождения труда (социалистического).
Тексты «ПФ» – умны и многогранны, в традициях нашей поэзии рока, не хуже летовских и башлачёвских местами. И есть попадания в будущее метчайшие – как «свастика русского мира» (только причём тут геральдические искания принципиально интернационального РСФСР?), так и «с вами – война!» в «Русском Христосе». Всё туда и развивалось – потому что громадная государственная машина, унаследованная, как и социалистическая собственность, приватизаторами, то есть частниками от СССР, просто не могла не соблазнить реставраторов капитализма использовать её как орудие экспансии, а не только для внутреннего подавления пролетариата (созданная пролетариатом при том, для самозащиты!). Первым использовал эту машину Ельцин в Чечне, не очень успешно, и преемник довершил им начатое. Теперь же она используется в куда больших масштабах, суля бОльшие же человеческие потери, – но именно потому, что категориально не распознана. И вот отсюда же позитивные триколорчики на фоне негативной аббревиатуры РСФСР со свастикой… Опасная, обманывающая путаница.
Впрочем, может, я критикую вообще вольную мозаику чьих-то ассоциаций, а не авторский клип группы? Даже если так – это фанат, это слушатель, это понимающий и интерпретирующий, он «в деле». А вот дела-то и нет, что печально. Имея яростный порох для «разжигания»… нет, не классовой ненависти, а студенческой совести, скорее, – «ПФ» не имеют для него капсулы, то есть собственно бомбы. Порох привлекательно горит, искрит, но ничего не взрывает.
Впрочем, я только начал знакомиться с песнями группы, наконец, настроившись на её волну. Мы ведь тоже поначалу, в боевых нулевых надеялись: спел про революцию, заклеймил режим, и вот он уже сам рассыпался… Нет, оказалось всё куда сложнее – и требует планомерной, очень упрямой и умной работы!
Знаю, что группа была вынуждена эмигрировать с началом СВО. И даже с братом вокалиста вместе выступал в случайном гаражном акустическом концертике позапрошлым летом. Увы, идеи там примерно те же: «…в этом месяце последняя уценка, и по всем каналам мёртвый Лукашенко…» (слишком личное, потому и утопичное).
Какой видят они революцию? Бунтом, стихийным всплеском гнева, но не революцией – которая есть лишь заключительный акт перехвата власти одним классом у другого. А только она может срезать петли с бутырских дверей – такое не происходит на одних эмоциях. Только такая сила, как революционный класс – способна сместить и идейки «царя горы», и всё это (столь же отвратительное нам, коммунистам, – ведь мы одной атеистической культуры) русскомирство, оправдывающее сырьевой империализм. Верить, что социальный регресс, превративший нашу страну в монархию с несменяемым правителем (через поправки в конституцию) – как-то сам пройдёт лишь по воле времени, – наивно до преступности. А вот высвечивать язвы общества в области крепления его робкой поддержки к роскошествующему правящему классу – было бы классно!